«PRO музыку» - этническая музыка Норвегии.

13.09.2020

«PRO музыку» - этническая музыка Норвегии.

«Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём.»
(с) Эдвард Григ.

 

1. История музыки Королевства фьордов*

До середины 20 века путешествовать по Норвегии было утомительно. Долины, фьорды, горы и плато и большие расстояния во многих местах создали замкнутые сельские сообщества. Связь и контакты между разными регионами и регионами, по этим причинам были небольшими. Это одна из самых важных причин для развития языка с множеством частично различных диалектов по всей стране. То же самое происходило и с народной музыкой. В местных музыкальных традициях выработалось собственное чувство звука и тона, что, в свою очередь, сказалось на музыке, которая играет в деревне или регионе. Многие мелодии и народные мелодии бродили вместе со скальдами по обширным территориям и были сформированы личным вкусом и местными нормами, которые преобладали в городах. Именно это создало все варианты народных мелодий и мелодий, которые встречаются практически во всех жанрах народной музыки.

Народная музыка охватывает самые разнообразные типы песен и инструментальной музыки различного времени и происхождения. Определить границы этнической музыки довольно трудно, из-за особенностей исторического развития Норвегии, находившейся в 1380-1814 под властью Дании, народное искусство долго не получало развития. В то же время народная музыка сохраняла свои оригинальные черты; пользовались популярностью народные певцы и исполнители на традиционных инструментах. В Норвегии есть ограниченные письменные источники народной музыки до 1840 года, а исторические документы указывают на явное христианское влияние. Также часто встречаются мифические и сказочные связи с музыкой, которые в первую очередь предназначались для танцев и развлечений.

Отсутствие письменных источников о фольклоре, частично возместила археология, при проведении которой на территории страны были найдены - бронзовые рога, древние арфы, лютни, скрипки, изображения инструментов на камнях и в орнаментах деревянных церквей, скульптура народного музыканта-шпильмана в Нидаросском соборе (XII век).

Самая старая народная мелодия была записана в 1695 году, саамская народная - в 1799 году, а систематический сбор фолк-музыки начался только в 19 в. На основании этого материала и того, что было собрано позже, трудно сказать, как именно исполнялись эти мелодии 600-700 лет назад. 

«...Я вычерпывал богатую сокровищницу народных песен родины и из этого, до сих пор не исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство…»

Эдвард Григ первый норвежский композитор, благодаря которому, норвежская музыка стала известна за пределами страны, и многие иностранные композиторы находились под влиянием его ярких гармоний и лирического тонального языка. Его отправной точкой была народная мелодия, которая была либо передана непосредственно на фортепиано или легли в основу для больших композиций (например, Баллада для фортепиано в соль минор). Творчество Грига совпало с периодом расцвета норвежской культуры, с ростом национального самосознания и процессом становления норвежской школы композиторов.

Ежегодно в стране проводится два национальных конкурса народной музыки. Национальный фестиваль народной танцевальной музыки – это конкурс старинного танца. И Национальный конкурс традиционной музыки охватывает инструментальную и песенную музыку, народный танец и т.п. Другие крупные события в мире народной музыки – Фестиваль народной музыки в Фёрде, Международный фестиваль народной музыки в Бё (Телемарк) и Фестиваль имени Йорна Хильме в Вальдресе.

*Фьорд, также фьёрд, фиорд (норв. fjord) — узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив со скалистыми берегами. Длина фьорда в несколько (чаще всего, в десятки) раз превосходит ширину.

 

 

Большим своеобразием обладают лирико-эпические песни скальдов (народных сказителей), относящиеся к средневековью. Их мелодике, на манер русских былин, присущ декламационно-речитативный склад: “Баллада о сне” созданная в 12 в., в куплетной форме, состоит из запева и припева. Они ритмически различаются: запев в размере 3/4, припев - в размере 2/4. Применяются характерные пунктирные ритмы, триоли. Происходит модуляция из Ля минор в Ми мажор.

2. Характерные черты

Народные инструментальные наигрыши сохранили причудливую образность и самобытность - мелодическое, ладовое, интонационное своеобразие, связанное с особенностями народных ладов (преимущественно с оборотами, соответствующими лидийскому ладу), особенностями ритмики (синкопы, триоли, пунктированные ритмы).

Запев представляет собой квадратный период не повторного строения, причем второе предложение фактически зеркально отражает мелодику первого. Период строится следующим образом: 1 такт + 1 такт + 2 такта; 1 такт + 1 такт + 2 такта. Образуется структура суммирования масштабно-тематических единиц.

Припев состоит из четырех тактов (2 такта + 2 такта), по структуре близок к периоду-предложению. Если запев излагался в гармоническом миноре, то припев звучит в гармоническом мажоре. Образ становится более танцевальным, подвижным.

3. Народные инструменты
В сагах и поэмах исландско-норвежского эпоса "Старшая Эдда" (конец XI века) упоминаются музыкальные инструменты героев, а также музыкантов из свиты короля Хуглейка. Некоторые их них подтверждены археологическими находками, благодаря чему были установлены приблизительные даты их создания.

Hardingfele (хардингфеле) - это норвежский вариант скрипки. В отличие от обычной скрипки, хардингфеле имеет 4 или 5 нижних струн, которые проходят через подставку и под грифом. На нижних струнах не играют, но они вибрируют в резонанс. Они меньше обычной скрипки, у них более выпуклые крышка и дно и звучат они громче. Часто украшены инкрустацией на грифе, корпус расписан узорами. Использование нижних струн хардингфеле в сочетании с большим количеством нестандартных интервальных отношений придает норвежской народной музыке исключительное тональное своеобразие.

Langeleiken (ланглейк) - струнный инструмент в форме ситера с длинным узким резонансным ящиком с дном или без него, а количество струн может варьироваться. Обычно это одна мелодическая струна с поперечной полосой внизу и семь струн аккомпанемента .

Lur (лур) - старинный музыкальный инструмент из группы аэрофонов, предшественник трубы или тромбона, история его восходит к бронзовому веку (между XII и VI веками до н. э.). Изготавливался из бронзы. Конический ствол изогнут в форме латинской буквы S. Длина лура от полутора до двух метров. Мундштук напоминает тромбоновый. Тарелкообразный плоский раструб украшался геометрическим орнаментом. На луре можно извлекать только звуки натурального звукоряда. Судя по сохранившимся наскальным рисункам и местам находок (вблизи жертвенных алтарей) лур использовался как культовый и церемониальный инструмент. Звук лура напоминает валторну или тромбон. В средневековье, этим словом называли прямой и длинный рог наподобие трембиты, изготовлявшийся из древесины или бересты и использовавшийся норвежскими пастухами.

Разнообразные духовые инструменты:
- Tungehorn (тунгехорн) - жалейка,
- Willow whistle (норв. seljefløyte, букв. ивовая флейта) - продольная обертоновая флейта, изготавливаемая из ствола молодого деревца ивы или вербы. В исключительных случаях использовались другие породы дерева, например, ясень или серая ольха.

Многочисленные пастушьи рожки:
- Bukkehorn (бакхорн - козий рожок) - представляющий собой просто рожок с отверстием на заостренном конце, которое используется как отверстие для ветра. У большинства рогов также есть отверстия для пальцев. Количество может быть разным, но чаще всего от 3 до 5 лунок.
Большой рог лур, изготавливались из дерева и бересты, в отличии от одноименного бронзового рога рубежа II-I тысячелетий до н. э.).
- Prillarhorn (приллархорн - бычий рог) - делался из рога, имеющий тонкую «можжевельниковую щепу», привязанную к косо срезанному заостренному концу (одиночное язычковое лезвие). Согласно легенде Прилларгури играл на таком быке, чтобы объявить о прибытии шотландской армии в Кринген в 1612 году. Название происходит от глагола «прилла», «пальцы, играй пальцами».

Munnharpe (мунхарп) или губная арфа (варган) - это небольшой музыкальный инструмент, звук которого воспроизводится путем постукивания пальцем по эластичному металлическому или бамбуковому язычку, прикрепленному к раме. Инструмент прижимают ко рту к зубам (или к губам, чтобы не повредить зубы).

 


4. Занятные факты

  • Джойк также является разновидностью вокальной музыки и является старейшей саамской музыкальной традицией. Он встречается в нескольких разных диалектах. Йойк явно отличается от всех других музыкальных традиций Норвегии как по функциям, так и по содержанию и музыкальному оформлению (форма цепочки и открытая мелодическая структура с пенатоникой, триадными движениями и большими прыжками).
  • Самыми распространёнными мотивами этнической музыки в Норвегии считается лирика и эпос, что пустили свои корни ещё со времён викингов.
  • Исследователи до сих пор не могут выяснить, как появился у норвежцев хардингфеле. Некоторые считают, что он является модификацией обычной скрипки, другие связывают его со средневековыми струнными инструментами.

5. Что же такое норвежская музыка?
Особенности народной музыки обусловлены своеобразием природы и обособленностью горных районов страны, где дали гор и моря, фьорды, скалы, ущелья рождали песни о великанах, внушавшие смелость, мужество и страсть к путешествиям, как и песни о горных духах, троллях и гномах, лесных девах-гульдрах, фантастических птицах и животных. В эпических песнях XII - XVI веков воспевались подвиги викингов, рыцарей и первых королей. Фантастичностью отличались старинные баллады и песни-поэмы. Эта музыка традиционно склонна к использованию струнных инструментов, под аккомпанемент которых жители деревень плясали много столетий подряд.
В послевоенное время норвежская музыка резко шагнула в сторону Запада, отдавая предпочтение американскому, французскому и английскому стилям. Не получив широкого одобрения слушателей, музыканты предпочли не рисковать и вернуться к романтике и простым традиционным мелодиям.

 

Все новости